Центр Детской Медико-психологической Реабилитации


 

Возрастные кризы

Возрастные кризы: Границы некоторых возрастных периодов детства. Общими особенностями возрастных кризов детства являются:

  • изменение системы связей ребенка с окружающими,
  • трудновоспитуемость,
  • негативизм,
  • упрямство,
  • капризность,
  • сопротивление власти взрослых,
  • эмоциональная неустойчивость.

Во всех случаях кризовые периоды возникают во время кардинальных психологических изменений. Границы возрастных кризов условны и зависят от индивидуального темпа созревания ребенка и социальных условий его развития. Наиболее важными в отношении перестройки психических функций и опасности возникновения нарушений психики являются три очерченные возрастных криза детства: первый в 2-3,5 года; второй в 5-6 лет; и третий (подростковый) с 12-13 до 17-18 лет.


Первый возрастной криз характеризуется началом формирования самосознания, вычленением себя из окружающего мира, появлением представлений о себе как об индивидуальности и более или менее осознанным стремлением ребенка к эмансипации. В этот период ребенок прочно переходит к обозначению себя в первом лице — «Я»; выделяет и отстаивает свои собственные желания и замыслы, не всегда совпадающие с планами взрослых; все чаще стремится действовать самостоятельно («Я сам») и обостренно реагирует на замечания и запреты. Бурное развитие ребенка в этот период влечет за собой появление противоречий между сложившимися взаимоотношениями с окружающими и возрастающим уровнем возможностей, запросов и притязаний. Негативизм ребенка по отношению к взрослым часто проявляется в отрицании всего ими предложенного; при этом почти все фразы начинаются с отрицания «не»: «Не хочу, не буду, не пойду, никогда, ни за что» и т. п. При этом нередко окончание фразы полностью противоречит ее началу, а высказанные отрицания означают желания или согласие. Независимость, собственная значимость проявляются даже в походке и жестах. Родители, незнакомые с естественными проявлениями возрастного криза, как правило, удивлены и озабочены резкими изменениями в поведении ребенка, до этого послушного, ласкового, зависимого от родителей, и стремятся вернуть уже утраченную младенческую покладистость. В связи с появлением негативизма, отрицания всего, что исходит от самого близкого взрослого, упрямства, своеволия наблюдается обострение сложившихся взаимоотношений взрослых с ребенком. Ребенок защищает свою независимость — вплоть до серьезных конфликтов, немотивированного упрямства и агрессивности. Большую роль в нарушении этих взаимоотношений играют неправильное воспитание со стремлением взрослых подавить инициативу ребенка, непонимание сущности этого возрастного периода, эмоциональная депривация, чрезмерные требования к ребенку. Первый возрастной криз считается «опасным» возрастом в отношении появления первых признаков психических заболеваний.


Второй возрастной криз возникает на переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту в 6-8 лет в зависимости от того, когда ребенок поступает в начальную школу. В этом возрасте отмечается утрата «непосредственности», возникновение неестественного, часто дурашливого поведения, созревание возможности прогнозировать свой успех или неуспех, ориентация на систему норм и правил, заданных семьей и школой. Кризис выражается в эмоциональной неустойчивости, игнорировании требований взрослых, чаще всего дома. Надо отметить, что внешние проявления второго возрастного криза как трудновоспитуемости отмечаются далеко не у всех детей.